Современная поэзия: почему поэты отказываются от рифмы?

Современная поэзия: почему поэты отказываются от рифмы?

Литература 5 (Архангельский А.Н.) — Изучаем теорию литературы: ритм, стопа, стих, рифма



Вы берете томик поэзии, чтобы почитать стихи, начинаете читать, но… оказывается, что в стихах нет рифмы. Кажется, что это обычный текст, проза, почему-то записанная строчками. Зачем? Что это?

Это верлибр.

Что такое верлибр?

Это – настоящая поэзия, которая ничем не хуже, а наоборот – даже лучше той, к которой мы привыкли. Слово «верлибр» происходит, как и большинство терминов в литературе – от французского. Vers libre – «вольный стих». Стих, свободный от рифмы.

Все больше современных поэтов начинают писать в этом жанре, полностью отказываясь от рифмы. Почему?

В «Евгении Онегине» Пушкина есть одно интересное четверостишье:

«И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей…

(Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот возьми ее скорей!)»

Читая роман, мы не обращаем на этот момент внимания, а на самом деле в нем спрятан глубокий смысл. Пушкин очень тонко подмечает слабую сторону рифмы – предсказуемость. В этих строках поэт смеется над рифмой. Мы слышим слово «морозы» – и уже знаем, что рифмой будут «розы».

Читаем слово «любовь» – уверены, что скоро появится «кровь». Поэзия из года в год повторяет давно сказанное.

Но ведь суть искусства – в новизне.

Почти двести лет назад Пушкин почувствовал, что рифма – это путь в никуда для поэзии. Ради рифмы поэты жертвуют смыслом стиха.

В стихотворении появляются лишние слова, а иногда – даже целые строчки.

Что значит качественная поэзия? Стихотворение можно назвать качественным только тогда, когда каждое слово в нем – на своем месте, когда в тексте нет ничего лишнего.

Когда смысл поэзии – концентрированный. Когда мысль сияет своей красотой и четкостью.

Иначе это не поэзия, а бессмыслица, набор пустых слов. Так зачем же писать бессмыслицу, если можно заниматься искусством? Этим вопросом задались поэты – и нашли выход.

Поэты отказались от рифмы.

Когда появился верлибр?

Тот, кто думает, что нерифмованный стих – изобретение современности – очень ошибается. «Корни» верлибра сокрыты в народном творчестве. Например, в заклинаниях, в текстах, которые произносили знахари над больными для «магического» выздоровления.

В этих заклинаниях не было рифмы, но был своеобразный ритм. Они читались, как мантра.

В эпоху Средневековья верлибр распространился в религиозной поэзии. Шли века, и каждый автор экспериментировал, пытаясь написать поэзию без рифмы. «Мода» на верлибр пришла в начале ХХ столетия, когда поэзия окончательно «устала» от лишних слов, засоряющих текст.

Поэтам надоело подстраивать свои мысли под «диктатуру» рифмы. «Свободу поэзии!» – с этим лозунгом новое поколение входило в литературу.

Томас Элиот, американский поэт, одной фразой рассказал все о вольном стихе:

«Автор верлибра свободен во всем, если не считать необходимости создавать хорошие стихи».

Теперь главное в поэзии – качество. Мы больше не найдем в стихотворении нелепых слов, этого «поэтического мусора».

«Но это же не настоящее стихотворение», – может возразить читатель. Настоящее. Во-первых, в верлибре остается ритм. Если обычный текст переписать строчками – верлибр не получится.

На самом деле «свободную поэзию» писать достаточно сложно. Она требует мастерства.

А во-вторых, красота верлибра – это его смысл.

Предлагаю вашему вниманию стихотворение Эзры Паунда:

Девушка

Дерево мне вошло в ладони

Сок взошел по моим рукам

Дерево разрослось по моим рукам

Вниз

Ветви растут из меня, словно руки.

Дерево ты,

Ты – мох,

Фиалки и ветер над ними.

Дитя – так высоко – ты.

А для мира это все – глупости.

Вы почувствовали ритм? И логику стиха: описание – вывод.

Главное в этой поэзии – образ. Из сочетания слов складывается яркий образ девушки, а точнее – отношения к ней. Она с одной стороны ничто не значит для мира, но с другой – целая вселенная для поэта.

Здесь нет ничего лишнего. Слово «руки» повторяется несколько раз потому, что автор специально подчеркивает их важность – руки означают желание прикоснуться, прочувствовать, взять с собой, стать ближе.

Несмотря на отсутствие рифмы, верлибры кладут на музыку. И получается очень хорошо.

Например, Ив Монтан исполнил песню «Барбара».

Текст песни – стихотворение французского поэта Жака Превера. Прочитайте отрывок:

Помнишь ли ты, Барабара,

Как над Брестом шел дождь с утра,

А ты,

Такая красивая,

Промокшая и счастливая,

Ты куда-то бежала в тот день, Барбара?..

Бесконечный дождь шел над Брестом с утра,

И, когда мы случайно с тобой повстречались,

Улыбалась ты,

Улыбнулся невольно и я,

и, хотя мы не знали друг друга,

Все-таки вспомни, вспомни тот день, Барбара!

Вам показалось, что здесь есть рифма? «Барбара – с утра»? Правильно! Верлибр – это полная свобода, поэтому он ничего не отрицает.

Автор здесь – царь в своем поэтическом мире, а значит, если в какой-то момент появляется рифма – то почему бы и нет? Она возникает – и так же внезапно пропадает. Это добавляет «звучания» поэзии.

И интриги – ведь читатель не может предугадать, где именно появится рифма.

Еще один пример – отрывок из стихотворения Гийома Аполлинера:

Крылом орлы от жара заслоняют мое лицо и солнце

О Память Сколько же родов пришло в упадок

Нет Тиндаридов есть лишь жар горящих змей

И для меня он бесконечно сладок

Быть может змеи это просто шеи бессмертных непоющих лебедей.

Да, вы не ошиблись – это отрывок верлибра. Просто дальше в стихотворении рифма пропадает, потому что становится не нужна автору. А именно эти строчки Аполлинер хотел подчеркнуть «музыкальностью». Это самый яркий момент поэзии.

А еще – Аполлинер один из первых поэтов, который отказался от запятых и других знаков препинания. Даже в конце стихотворения он не ставит точку. Потому что у автора верлибров нет никаких обязательств.

А еще это символично – раз нет точки, значит, поэзия – продолжается. Поэзия вечна.

Что почитать?

Мастера верлибра – это такие поэты: Уолт Уитмен, Вислава Шимборская, Чеслав Милош, Жак Превер, Томас Элиот, Эмиль Верхарн, Артюр Рембо, Стивен Крейн, Пауль Целан. Каждый из поэтов отличается от других неповторимым стилем, так что в этом списке вы точно найдете поэзию по вкусу.

Также верлибры писали русские поэты Серебряного века.

Верлибр – это поэзия четкой мысли и яркого чувства. Это красота и качество, свобода и современность.

Читайте и вдохновляйтесь.

Наслаждайтесь самой лучшей поэзией!

Читать еще…

Читайте также: